Выключить музыку

...А на третье - компот!

 
Первые снегопады показали,  что дорожники в целом успешно справляются с задачей по зимней уборке. А кто позаботится о самих рабочих, часами ведущих борьбу со снегом на ветру и морозе? Об обогреве говорить не приходится, профессия не кабинетная, но горячей пищей покормить-то людей можно? Или это непростительная роскошь при рыночных отношениях?
 
Наиболее уязвивыми при решении этого вопроса казалось бы, должны стать дорожники. У них уж точно весь рабочий день – на улице, да не на одном месте, а в постоянном движении по обслуживаемой трассе. Снег промести, снег в отвал, снег на погрузку, снег на вывоз. Из лотковой части, от бордюров и разграничительных барьеров, с тротуаров, от остановок общественного транспорта. Обработать участки противогололедной смесью. И будь подобная нагрузка лишь раз в году или хотя бы в месяц – можно было бы махнуть рукой на некоторые неудобства. Но ведь зима у нас долгая, морозная, снежная...
 
- Первый пошел!
«Первый» - это водитель Саша, чью дорожную машину уже загрузили термосами и бачками с едой и который должен уступить место под погрузку другим «техничкам».
- Ремонтников не забудь, - напутствовала водителя заведующая производством Алла Яковлевна Архипова.
 
Напоминание было не лишним: Саша развозит горячий обед по пяти точкам, на асфальтобетонном заводе на Ленинградской автомагистрали его ждут около 300 человек, а ремонтная бригада – всего четверо дорожников, латающих прохудившийся автомобиль в одной из придорожных мастерстких.
 
- Надо будет – повезем горячую пищу и для одного человека, - разъясняет ситуацию заместитель директора ОАО «ДРСУ Северное» Лев Медведь. – За все десять лет, что мы кормим людей, у нас не было ни одного срыва, ни одной жалобы на качество пищи.
Когда-то именно он десять лет назад начинал разрешать проблему с горячим питанием для своих рабочих. То были времена безденежья, люди увольнялись с работы, и, чтобы сохранить костяк ДРСУ, требовалось уделять им максимум человеческого внимания. Лев Давыдович пригласил из кафе, в котором иногда обедал, заведующую, освободил в ДРСУ помещение для буфетика. Поначалу решили делать обеды для тех, кто работал в самом здании. Потом – ровно наоборот – в первую очередь нужно накормить тех, кто работает на линии. В итоге приняли единственно верное решение - кормить горячими обедами всех. Сумели достать настоящие поварские котлы. Буфет переоборудовали под кухню. Отыскали поваров.
 
Меню, составляемому ныне для рабочих, может позавидовать иное столичное кафе: в течение недели блюда для рабочих ни разу не повторяются. На первое могут быть самые разнообразные супы, борщ, щи, рассольник, летом в любимых блюдах ходит окрошка. В обязательном порядке – салаты. В оранжерее предприятия, где выращивается рассада для озеленительных работ вдоль трасс, специально для кухни выделили площади, и теперь дорожники в дополнение к рациону получают зелень, овощи. Научились выращивать и грибы. Первостепенное значение уделяется качеству продуктов. По крайне мере, по решению руководства ДРСУ продукты закупаются только на продовольственных базах, и потому «левые», непроверенные товары с рынков исключаются.
 
- Плата для рабочих символическая – 150 рублей за месяц питания, - поясняет администратор Мария Дмитриевна Куркина. – На довольствии – 800 человек. В иных местах для такого количества работают целые фабрики-кухни, а у нас всего восемь человек на кухне.
 
Эти восемь человек и готовят ежедневно 5 котлов первого (по 50 литров), 4 – гарнира. И еще один показатель: ежедневно на трассу «уходят» 150 батонов белого хлеба и 120 – черного. Труд, как видим, для кухонных рабочих не из легких, и надо отдать должное руководителям ДРСУ Льву Николаевичу Утгофу и Льву Давыдовичу Медведю: заботу о дорожниках они не возвели в фетиш и не стали добиваться ее исключительно за счет других. Первым поваром в предприятии стала Наташа, выпускница одного из техникумов.
 
Поскльку она была сиротой, руководители добились для нее комнатки в общежитии, а затем, когда она вышла замуж за одного из парней предприятия, сделали все, чтобы у них появилась отдельная квартира. И ныне Наталья Юрьевна Казаку – любимица ДРСУ.
 
Вместе с ней над приготовлением блюд трудятся Надя Афонина, Светлана Осадчая, Елена Лысидалко, Нелля Дудинова. Помогает женщинам единственный мужчина на кухне – Хурам Мухтаров. В столовой обеды раздает Екатерина Женуки – для тех, кто работает в управлении или оказался в здании по производственной необходимости. Для этого у каждого, кто работает в ДРСУ, имеются специальные талоны.
 
А в 10 часов утра шесть автомашин начинают развозить горячие обеды по 24 точкам – именно так разбросаны бригады дорожников по трассе. Это  - зимой, летом случается и больше заездов. Порции регламентированы, но всега везут на две-три больше: вдруг кто окажется в гостях, а традиция у работников дорожной службы неизменна – никогда не отпускать друзей голодными. Ночные смены обеспечиваются сухим пайком, в который входят яйца, колбаса, сыр, тушенка, чай. Паек получается дороже комплексного горячего обеда, и в «Северном» подумывают над тем, как удлинить смены поваров, чтобы кухня работала круглосуточно.
 
- В чем выгода? – интересуюсь у Льва Давыдовича Медведя.
- В том, что люди у нас сыты. Что мы относимся к своим рабочим по-людски. Они ведь тоже чувствуют уважительное к себе отношение – и производительность, качество труда совсем иное. От нас не бегут, нам удается сохранять очень профессиональный состав ДРСУ. Людей надо кормить сердцем.
- Но ведь некоторые руководители давно отмахнулись от проблемы питания своих рабочих. В крайнем случае, купят чай, а еду дорожники проносят в туесках из дома. Бывают случаи, когда начальники на полном серьезе убеждают: рабочие сами отказываются от горячей пищи, потому что... после еды им хочется спать, и они могут совершить аварию.
- Можно найти тысячу причин, чтобы не заботиться о людях, и каждая, вроде, будет весомой. Мы решили эти причины перебороть. Начинали с двух поваров и обедов на сто человек, сейчас – сами видите...
 
Кстати, в ДРСУ категорически запретили выдавать пищу рабочим в поле, в кабины.
- Дорожник, если мы его уважаем, должен придти в тепло, помыть руки, сесть за нормальный стол и спокойно покушать, - убежден Лев Медведь. – Потому мы организуем стационарные пункты раздачи обедов, приспосабливая для этого бытовые домики, пустующие помещения. Если кто подзадержался с работой, на этот случай всюду имеются электрические или газовые плиты, и пища обязательно для него будет разогрета.
 
...Доехав до самой крайней точки на своем маршруте по «ленинградке», Саша ждет, когда освободится посуда. Обратный маршрут все тот же – с заездом во все точки, чтобы собрать пустые котлы, термоса. К завтрашнему утру все должно быть готово к тому, чтобы вновь загрузиться в кузов «технички». Сбоев и жалоб на качество обедов и впрямь в течение десяти лет на ДРСУ «Северное», обслуживающем головной участок на Ленинградском шоссе, нет...

Журнал «Дороги России XXI века»  №6 / 2004 г.

 
 
Разработка сайта -  LiftStudio